Mokira: «Готов выступить бесплатно, лишь бы только увидеть Seefeel вживую» Два года назад Andreas Tilliander уже наведывался в Киев, чтобы отыграть на Деталях Звука. На этот раз, утвержденный в последний момент, швед представил Kvitnu Fest экспериментальный live-проект с загадочным названием Mokira. В свое время саунд этого проекта положил начало вторжению глитч хип-хопа на Mille Plateux, но, как выяснилось, на месте Андреас не стоит…
- Итак, как ты пришел к электронной музыке, что заставило тебя копошиться в синтезаторах, а не развлекаться подобно большинству сверстников? - Дело в том, что я вырос в маленьком шведском городишке, в котором практически нечем было себя занять. А началось все с моего старшего брата, именно он присадил меня на экспериментальную электронную музыку. Помню в 89-ом он купил пластинку Nitzer Ebb с треком Control I’m Here , с нее-то все и началось. На тот момент мне было 10 лет, я слушал Pet Shop Boys, Kraftwerk, Depeche Mode и тогда решил, что это какой-то вокальный хэви-метал, хотя на этой записи все от начала до конца синтезировано. В общем, я украл эту пластинку и заслушал ее до дыр. Прошло около десяти лет, и вот однажды меня пригласили на местное телевидение. Там я принялся перечислять повлиявших на меня музыкантов, среди которых, конечно же, упомянул Nitzer Ebb и Murderous. И вот спустя некоторое время после эфира позвонил мой брат и сказал: “Ага, так вот где подевалась моя пластинка!”. Оказалось, что все эти годы он не мог ее найти.
- Как появился Mokira, что послужило толчком к рождению очередного проекта? - Проект существует с 97-го года, изначально он представлял собой нечто экстремально минималистичное. В тот момент я продал все свои аналоговые секвенсоры, и обзавелся электронным софтом. В первое время все треки представляли собой лупы, которыми я манипулировал с помощью контроллера. Я мог часами выкручивать ручки и слушать, как видоизменяется саунд, к примеру, хай-хета. В таком ключе я работал около двух лет, а затем отослал кое-какие записи немецкому лейблу Raster-Noton. Я очень удивился, когда мне предложили их издать, ведь они были предельно просты.
А так как прошло всего три месяца с момента выпуска релиза под именем Andreas Tilliander, мне пришлось подыскать проекту другое название. Так и началась история Mokira – я просто придумал это слово и, немного погуглив, убедился, что оно еще не существует.
В первых релизах Mokira и Andreas Tilliander можно найти сходство, но со временем проект стал абсолютно независимым. В то время как Tilliander все больше обращался к ориентированному на танцпол техно, Mokira продолжал экспериментировать. Именно поэтому каждый из альбомов Mokira заметно отличается друг от друга.
- Что бы ты назвал характерным для шведской техно-сцены? - Музыкальной Швеции нет равных в том, что касается копирования чего-то сделанного ранее. Взять тех же ABBA – они ведь не сделали ничего нового, диско существовало задолго до них, шведы просто добавили мелодики и попсовости. Тоже самое можно сказать и о техно-сцене Швеции середины 90-х. Несмотря на ее наличие и функциональность, она не имела никакого отношения к рождению техно, все шведские техно-продюсеры в той или иной мере занимались копированием.
Помню, в 97-ом мне попалась на глаза одна статья о Pan Sonic. В ней финны называли людей, оказавших влияние на их музыку, и среди них я с удивлением обнаружил себя. Эй, подумал я, да ведь это я один из тех, кто звучит как Pan Sonic.
Pan Sonic, Basic Channel, Lee Scratch Perry, Suicide, Seefeel – они все “наследили” в моей музыке.
- В таком случае, какой из твоих проектов ты бы назвал самым “честным”, максимально отражающим твое личное видение музыки? - Думаю, что в первую очередь это Andreas Tilliander, ведь, в конце концов, это именно я. Техно и хаус предполагют гораздо более зрелищное шоу, чем эмбиент, глитч и прочий экспериментальный стафф. Иногда во время выступлений я думаю – “ о да, техно – вот настоящая, главная музыка!”, но как только шоу заканчивается, мне начинает казаться, что Mokira все же более true. Все зависит от обстоятельств, ведь люди, которые слушают меня, с таким же удовольствием могут слушать Booka Shade или поп-музыку.
- Как часто ты выступаешь в качестве Mokira? - В этом году выступал дважды, катастрофически не хватает времени из-за гастролей. За последние несколько месяцев я только с инди-проектом Familijan сделал 50 шоу. Иногда приходится выступать 3-4 раза в неделю. А в Киев я приехал во многом благодаря Seefeel. Будучи в одном шведском городишке с гастролями, я узнал, что они будут выступать в рамках Kvitnu Fest - для меня это был словно удар грома, ведь в середине 90-х эти парни оказали на меня колоссальное влияние. Я слушал их около 15-ти лет и ни разу не видел их живых выступлений, к тому же они последние 13 лет и не выступали. В общем, я написал Диме Kotra, организатору Kvitnu Fest, что готов выступить бесплатно, лишь бы только увидеть Seefeel вживую. И это того стоило – я услышал Seefeel и отлично провел время в Cinema Club. Несмотря не то, что мое оборудование немного задержалось и прилетело только сегодня, выступление удалось.
- Нельзя не согласиться:) А насколько велика доля импровизации в твоих лайвах? - Они на все 100% импровизированы. Конечно, я использую лупы, но аранжировки никогда. 16-ти полосный микшер и 2 семплера позволяют с легкостью создавать абсолютно уникальные ритмические конструкции, так что меня ничто не ограничивает. Обычно я записываю свои лайв выступления, чтобы потом и переслушать и всплакнуть:)
|